Маркировка обуви в 2020 году
Опубликовано: 17.11.2019 Время чтения: 6 минутМаркировка обуви – основополагающий шаг на пути к созданию общей национальной информационной системы, в которой будут фиксироваться все сведения о передвижении отдельных видов продукции от непосредственного производителя до конечного потребителя. Целью государственной инициативы является снижение количества контрафактных изделий на рынке. Такой товар нельзя идентифицировать в соответствующей базе данных и, следовательно, легально запустить в продажу.
Этапы и сроки маркировки обуви
На обувную продукцию распространяются нормы закона от 31 декабря 2017 года. Согласно утвержденному плану госструктур процедура маркировки должна быть реализована для всех товаров до 2024 года. Нововведение позволит отслеживать любые изделия в РФ на каждом этапе поставки и продажи. Поэтому для владельцев обувных производств, оптовых точек и магазинов уже сегодня актуальна информация о внедрении новых обязательств. В соответствии с рекомендациями Минпромторга называются такие даты:
01.07-30.09.2019 – | регистрация компаний-изготовителей и продавцов с началом маркировки продукции или ее остатков (в случае магазинов); |
01.10.2019-31.01.2020 – | окончание маркировки товаров и их остатков, выдача регистраторов эмиссии; |
с 01.02.2020 – | переход производства и продажи немаркированной обуви в статус незаконной деятельности. |
Какая обувь подлежит обязательной маркировке?
Новые правила распространяются на все изделия, относящиеся к разделам 6401-6405 ТН ВЭД – вне зависимости от назначения, фасона и материала. Конкретный список товаров отсутствует, но для уточнения или проверки можно воспользоваться перечнем по ОКПД2 (15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32, 32.30.12) и ТН ВЭД (6401, 6402, 6403, 6404, 6405).
Содержащаяся информация:
- идентификационный номер товара (GTIN);
- серийный номер (за его генерацию отвечает участник оборота);
- 4 первых символа кода ТН ВЭД ЕАЭС;
- 4-значный проверочный ключ (предоставляется оператором системы);
- электронная подпись оператора из 88 символов (последовательность цифр, спецсимволов, строчных и заглавных букв латинского алфавита).
Оборудование для маркировки
Производителям и компаниям по оптовому сбыту понадобятся дополнительные приборы для обязательной маркировки обувной продукции. Их поставкой занимается фирма «ТрекМарк» (дочернее предприятие Ростех и ЦРПТ). Для использования на складах необходимы:
- терминалы сбора данных, работающие с DataMatrix;
- принтеры для распечатки этикеток с кодами;
- сканеры 2D-кода.
Подобрать оборудование: напишите нам
Этикетки нужны для наклеивания на коробки, поступившие на склад до 1 июля текущего года (они подпадают под процедуру маркировки остатков), а также в процессе проведения перемаркировки.

Работа со всеми товарами, прошедшими уникальное кодирование, требует определенной подготовки ритейлера:
- Создание электронной цифровой подписи. ЭЦП для ИС «Маркировка» приобретается в авторизованном центре, специализирующемся на выдаче ЦП. При наличии квалифицированной подписи для регистрации онлайн-кассы в личном кабинете ФНС или оперирования документооборотом в электронной системе таковая может использоваться и для маркировки.
- Установка сервиса «Честный знак» на ноутбуке или ПК. Одно из основных требований к участникам рынка от оператора маркировки заключается в работе с «универсальными передаточными документами», привязываемыми к товарным партиям. Данные сопроводительных документов и бумаг на партию обуви должны сверяться поставщиком, оптовиком и розничным продавцом на «своих» конкретных этапах. Сделать это можно через личный кабинет сервиса «Честный знак» или посредством электронного документооборота. Сверка подтверждается ЭЦП.
- Приобретение сканера 2D-кода, поддерживающего считывание QR-кодов. Цена устройства стартует от 3500 рублей. Оно будет использоваться в процесс приемки продукции и ее реализации.
- Установка специального ПО для работы с маркировкой. Такие программы отвечают за приемку товаров и их выведение из системы путем передачи информации в ОФД.
- УКЭП (UKEP). Электронные подписи оформляются в авторизованных удостоверяющих центров. Их стоимость стартует от 2000 руб./год.
- ЭДО. Подключение к юридически правомерной службе электронного документооборота осуществляется по разным тарифам (от 3000 руб./год). Без абонплаты каждый документ оплачивается отдельно (от 5,7 руб.).
- «Честный знак». Регистрация в национальной маркировочной системе осуществляется бесплатно при помощи УКЭП. После ее прохождения появляется возможность обращаться на горячую линию за бесплатными консультациями. Специалисты помогают разобраться с вопросами работы самой системы, выбора онлайн-кассы и дальнейших действий.
- Онлайн-касса с 2D-сканером и договором ОФД. Обычные сканеры штрих-кодов не подходят для работы с маркированными товарами, поэтому нужно купить специальный (его стоимость – от 3000 рублей). Многие розничные точки уже обзавелись такими кассами, так как они обычно продаются сразу вместе с ОФД и стоят от 13 000 рублей.
Как выглядит процедура маркировки?
Чтобы маркировать обувную продукцию, необходимо:
- Приобрести специальное оснащение (2D-сканер, электронную подпись, принтер этикеток). При их наличии новые можно не покупать.
- Зарегистрироваться в национальной маркировочной системе. Процесс регистрации занимает минимум времени и доступен уже сейчас.
- Заключить договор с ОФД. Предпринимателям, работающим по 54-ФЗ, можно не беспокоиться об этом этапе. Но следует проверить совместим ли ваш ОФД с маркировочной системой для передачи данных о товарах.
- Установить ПО для онлайн-кассы. Касса должна сразу распознавать обувь как маркированный товар, сканировать коды при реализации и возврате, отсылая чеки с соответствующими пометками в ОФД.
- Настроить систему ЭДО. Через ЭДО осуществляется обмен документами на товар и прием маркированной обувной продукции от поставщика.
- Подключить учетную запись маркировочной системы к своему сервису учета. Подобная интеграция намного упростит приемку обувных изделий. При сканировании кодов информация о перемещении продукции в розничный магазин будет сразу отправляться в систему.
- Получить доступ к регистратору эмиссии (с 1.10.2019). Устройство со специальным ПО используется для шифровки и проверки легальности кодов. Производителям и поставщикам нужен будет собственный регистратор, а розничные торговые точки смогут бесплатно пользоваться системой мониторинга.
- Заказать коды для нанесения на обувную продукцию (с 1.10.2019). Это понадобится предпринимателям, самостоятельно ввозящим товар из-за границы. При закупке изделий у непосредственного производителя или отечественных компаний о маркировке можно не заботиться, поскольку эта задача является их ответственностью, а вам остается только правильно подойти к вопросу продажи.
Маркировка остатков обуви
1 марта 2020 года – граничный срок, после которого непромаркированная обувь не может находиться в продаже. Для остатков необходимо заказать коды, распечатать этикетки и наклеить их на коробки. После этого продукция снова допускается на полки, но по новым правилам. Если покупатель решит вернуть пару без маркировки позже 1 марта, то перед отправкой на повторную реализацию необходимо обязательно присвоить ей код. То же самое делается во всех случаях при утраченной упаковке или этикетке. Дата окончания срока маркировки остатков – 01.02.2020.
Основные этапы процедуры:
- Регистрация в сервисе «Честный знак». Выполняется при помощи УКЭП.
- Занесение в систему данных по ассортименту и количеству остатков. Каждый экземпляр продукции получает уникальный код маркировки.
- Распечатка этикеток на принтере штрих-кодов. Готовые этикетки можно наклеивать на ярлычки или коробки с обувью. Оборудование для печати обязательно должно поддерживать прямую печать кода DataMatrix или PDF без трансформации объектов в картинку.
- Обновление кассового ПО и перепрошивка для начала использования реквизита «Код товара» (тег 1162). К кассе также требуется подключить сканер штрих-кодов, поскольку с 01.02.2020 продажа маркированной продукции должна обязательно регистрироваться.
- Подключение к системе ЭДО. С помощью электронного оборота документов фиксируются все поступления, списания и возвраты обуви.
Кто должен маркировать обувь?
Изделия российского производства маркируются непосредственно компанией-изготовителем. Поставщики и торговые предприятия занимаются только регистрацией передачи или получения товара, что отображается в системе. За присвоение кодов импортной обуви отвечает продавец. Об этом нужно позаботиться до пересечения российской границы или переправки через таможню.
Например, при ввозе итальянской обувной продукции необходимо напечатать этикетки самостоятельно или договориться с заводом фирмы-производителя о соответствующей маркировке. Для получения кодов требуется регистрация в национальной маркировочной системе с отправкой информации о товарах. Стоимость каждого кода при заказе – 50 коп. без НДС. Количество рассчитывается, исходя из объема партии (1 пара = 1 код).
Что грозит нарушителям?
Изделия обувной индустрии подлежат обязательной маркировке. При их производстве, перевозке, складском хранении и/или продаже без присвоения легальных кодов предусматриваются штрафные санкции и другие наказания. Размер штрафов в соответствии с Административным Кодексом РФ:
- индивидуальные предприниматели – от 20 до 30 тысяч рублей;
- компании и предприятия – от 100 до 300 тысяч рублей.
Кроме того, по законодательным нормам обувь, не прошедшая маркировку, подлежит конфискации. При нарушениях, повлекших за собой вред потребителю, размер штрафа увеличивает втрое. При крупных объемах товарных партий пренебрежение правилами маркировки может быть переквалифицировано из административного в уголовное дело. Наказание в соответствии с Уголовным Кодексом РФ:
- крупный размер (стоимость продукции – 1,5 млн рублей) – штраф 100 тысяч рублей, лишение свободы до 4 лет;
- особо крупный размер (стоимость продукции – от 6 млн рублей) – штраф 500 тысяч рублей, лишение свободы до 6 лет.
Правила приема маркированной обуви
Вместе с промаркированной партией производитель/поставщик отправляет электронные документы. При приемке изделий получатель делает сверку данных накладной с реальным товаром и передает информацию в систему. Проверка кодов осуществляется посредством сканирования. При отсутствии проблем продукция автоматически становится на баланс. В случае с неверными кодами выдается ошибка.
Если вы работаете с поставщиком не первый раз и полностью доверяете ему, можно принять партию целиком, сэкономив время на сканировании кодов. Тогда вся обувь встанет на баланс, а коды начнут числиться за вами, что будет отображено в ЭДО. Однако при обнаружении неправильных штрих-кодов на этикетках, наклеенных на коробки, придется разбираться с возвратом.
Если у вас остались вопросы, позвоните нам:
Офис в г. Пермь:
тел. (342) 240-18-10, (342) 240-18-11, 240-18-12, 240-18-13
dtoptt@perm.ru, pttcto@perm.ru
Офис в г. Кунгур: